Почему может разрушиться мост?

Часто люди задаются вопросом: почему солдаты ходят по мостам не в ногу? Или может ли разрушиться мост от строя солдат? История гласит, что случаи обрушения мостов не показывали точной причины этого явления, все они случались в процессе интенсивного физического воздействия.

Вспоминается случай, произошедший в Петербурге еще в 1905 году, когда зимой на Фонтанке обрушился Египетский мост. Различные источники гласили по разному, по одному из предложенных ими вариантов этот несчастный случай произошел в результате прохождения в тот момент по мосту большого пешего отряда, шедшего строевым шагом. Вследствие чего, как утверждают хронометражные записи, возник резонанс, приведший к разломке моста. По утверждению других считается, что 2 февраля 1905 года по мосту скакал конный кавалерийский отряд, по этой причине и ввиду аварийного состояния мост и обвалился. Не смотря на разные гипотезы, до сих пор военным указано проходить мосты свободным шагом.

Еще один подобный случай произошел в 18 веке на территории Франции в городе Анжера, в 19 веке в 30-м году – в Манчестере. Во всех перечисленных случаях причиной обрушения мостов отчасти были проходившие на тот момент военные, поэтому и резонанс по большей вероятности мог быть вызван человеческим воздействием. Но это довольно редкое явление. Часто следствием разрушения мостов служат резонансы от ветрового колебания. Пример тому, не так давно возникший случай с волгоградским мостом. 20 мая 2010 года было засвидетельствовано необычное и шокирующее местное население явление. Около шести часов вечера при скорости ветра 16 м/с (заметьте, несильно ветреная погода) мост, протяженность которого составляет почти километр и пятьдесят метров, стал заметно раскачиваться. Было довольно необычно смотреть на «танцующий» в буквальном смысле этого слова мост. Железобетонные опоры вместе с конструкцией шоссе просто раскачивались с немыслимой амплитудой, как будто в фантастическом фильме со спецэффектами. Несколько видео, ясно запечатлевших это явление, а также сотни отзывов и комментариев были опубликованы в интернете. При первичном осмотре моста после произошедшего случая на нем не было выявлено ни повреждений, ни видимых трещин. Странного здесь было немало, даже учитывая то, что мост был сконструирован по балочной, а не подвесной системе, где всегда предусматривается возникновение колебательного  резонанса. Других существенных факторов, предположительно повлиявших на поведение моста, не выявлено, ввиду того, что в Волгограде не бывает землетрясений и ураганов.

Очень редко, но все же зарегистрированы в хрониках подобные случаи с разрушительными последствиями. Один из таких произошел в Англии в 1879 году. Обрушился мост, проходящий через реку Тэй, который должен был, как рассчитывали инженеры, выдержать сверхбольшие механические нагрузки. Причиной крушения моста оказалось неучтенное ветровое воздействие. В 1940 году по такой же гипотезе обвалился Тахомский мост в США. Все эти случаи показывают, что игнорирование природных явлений в расчете проектирования и есть главная причина разрушения сверхпрочных мостов. Не смотря на это, даже современные инженеры позволяют себе не учитывать столь важный факт, доводя до чрезвычайной крайности складывающуюся обстановку. Примером тому может послужить тот же волгоградский мост, на котором только после произошедших колебаний установили специальные системы — демпферы, способствующие затуханию ветровых волн.

Нельзя не сказать, исходя из вышеизложенного, что резонанс – хоть и редкое, но крайне опасное явление, которое обязательно нужно учитывать при строительстве мостов. И последствия от его воздействия намного тяжелее, чем от сверх колоссального механического давления.